Выбор профиля шин и дисков
Без личного автомобиля сложно представить жизнь не только в большом городе, но и в сельской местности.
Машина служит не только средством перемещения, как говорил классик, но и служит символом социального статуса. Правду говоря, пресловутый статус постепенно нивелируется и машина превращается в такой же предмет быта, как и холодильник или телевизор. Это не значит, что автомобиль становится менее опасным и к его экипировке можно относиться легкомысленно. Как и во все времена — это источник повышенного риска.
Один из аспектов повышения комфорта вождения и повышения безопасности — правильный выбор колес. Независимо от того, пользуетесь ли вы бюджетным авто, или иномаркой люксового класса, законы физики действуют одинаково. Машина соприкасается с дорогой всего четырьмя небольшими площадками, сформированными слегка приплюснутыми проекторами шин. Если неправильно выбрать покрышки, то ни автоматическая система управления тормозами, ни бортовой компьютер не спасут от заноса или увеличенного тормозного пути, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Рассмотрим, по каким критериям осуществляется подбор шин
Первое, что действительно важно — сезонность покрышки. Если вас убеждают, что всесезонные шины безопасны и надежны, это не более чем безответственный рекламный трюк. Для легкового автомобиля существует два вида шин — летние и зимние. Относительно летних, они приблизительно одинаковые во всех широтах. Для зимних шин существует определенная градация. В средней полосе можно пользоваться как липучками, так и шипованной резиной, в северных широтах и полосе резко континентального климата — только шипованной.
Но есть еще несколько параметров, на которые редко обращают внимание не только новички, но и опытные водители. Один из них — профиль шины. Не нужно путать профиль и вид протектора. Это разные вещи. Профиль — это расстояние от обода диска до верхней точки протектора. Рекомендованный производителем профиль одинаковый для зимних и летних шин. Но, почему то, принято так, что на маркировке шины высота профиля не указана точно. Вероятно, производители надеются на успехи водителей в математике.
На шине, например, написано 195/65 R15. Первая цифра указывает на ширину покрышки в миллиметрах, а вот вторая — это не высота профиля шины, а процентное соотношение ширины и высоты. То есть, высота составляет 65% от ширины. Почему так? Доподлинно неизвестно, видно создатели первых пневматических шин были уверены, что владелец автомобиля умеет высчитывать проценты без помощи калькулятора.
Формула не сложная. Ширину покрышки умножаем на десятичную дробь, где после нуля находится второе число в маркировке. На примере вышеприведенного типоразмера получаем: 195х 0,65 =127,5 мм. Это и есть высота профиля. Как видно из примера, при разной ширине покрышки, высота профиля будет отличаться. Возьмем шину того же 15 радиуса диска, но уже другого размера. 205/65 R15. В этом случае профиль будет уже 133,5 мм.
Отличие вроде бы небольшое, но на высоких скоростях, более 90 км/ч, и в сложных дорожных условиях опытный водитель разницу сразу почувствует. А неопытный вполне может не справиться с управлением.
Такой принцип обозначения шин и измерения профиля характерный для европейских производителей, и китайских заводов, работающих на Европу. В Америке маркировка отличается. Там используется так называемая имперская (колониальная) система мер, то есть дюйм (inch) вместо сантиметра, foot вместо метра и т.д. Там шины маркируют по-другому. 35×12.50 R15 — 35 дюймов внешнего диаметра, 12,5 – ширина покрышки.
Чтобы узнать высоту профиля нужно из 35 вычесть 15 (радиус диска в дюймах, почему то он сохранился и в метрической системе мер). Получим 20 дюймов, но это половина дела. Покрышка обходит диск с двух сторон, поэтому разделяем результат на 2 и получаем профиль в 10 дюймов.
Для справки — дюйм (inch) равен 2,54 см. Если вы воспользуетесь термином «дюйм», то вас отлично поймут в Европе, но не в США и Канаде. Там пользуются словом «инч».
Зачем это нужно
Высота профиля шины влияет на амортизационные свойства резины, проходимость, способность к торможению и управляемость. Увеличение рекомендованного производителем профиля повышает проходимость, но ухудшает управляемость на высоких скоростях. Эксперименты ограничены 2 – 5 сантиметрами, если дело касается только резины. Изменяя посадочный диаметр диска можно добиться более ощутимых результатов.
Здесь коснемся еще одного параметра — размера диска. Высота профиля диска еще менее известная величина для рядового водителя, даже опытного. Не пользуясь сложными индексами PCD и ЕТ, информативными для автомехаников и автогонщиков, приведем усредненные нормы. Ширина диска на 25 – 30% должна быть меньше ширины шины. Радиус — точно соответствовать.
Как по марке авто можно подобрать резину и диски
О количестве и расположению крепежных отверстий и диаметре посадочного центрального отверстия говорить не будем — если они не соответствую ступице, то диск закрепить не удастся. Но вот с диаметром диска экспериментировать можно. Но при этом нужно учитывать, что устанавливая диск большего радиуса, придется снижать профиль шины. Иначе колесные арки будут мешать, что отрицательно скажется на управляемости и безопасности вождения.
У некоторых водителей существует несколько искаженное мнение о красоте автомобиля. Они считают, что снизив профиль шин в сантиметрах, удастся сделать автомобиль более красивым. Это не так. Машина на слишком «низкой» резине выглядит неестественно, а вождение становится некомфортным и откровенно опасным. Рекомендованный производителем профиль диска не рекомендуется изменять более чем на один шаг. Исключение возможно для машин, которые тюнингуют для эксплуатации оффроуд, или спортивных гонок.
Почему так важно учитывать сезонность
Рекомендованная ширина профиля шины полностью справляется с поставленными задачами только в одном случае, когда резина соответствует сезону. Летняя резина жесткая, предназначена для эксплуатации при температурах выше +7 оС. Летом она размягчается и обеспечивает отличное сцепление с дорогой. При падении температуры до +5 и ниже, покрышка становиться слишком жесткой, «деревянной». При резком торможении, или ускорении, она просто отрывается от дороги и пробуксовывает. Занос неизбежен.
Зимняя резина, благодаря применению силиков и других добавок, сохраняет мягкость до 25 – 30 градусов мороза. А вот летом она неудобна. Помимо того, что сильно истирается, не может обеспечить надлежащую сцепку с асфальтом. Если проехать летом 10 000 км на зимней резине, то с покрышками можно попрощаться.
Особенности и выгоды обращения в компанию «Запасное Колесо»
Если вас всерьез заботит вопрос комфорта и безопасности вождения и задача, как узнать профиль шины, обращайтесь в наш магазин. Подбор шин мы выполняем с помощью компьютерных программ. Самостоятельно вы можете воспользоваться шинным калькулятором, но все же лучше проконсультироваться с сотрудниками интернет магазина. Кроме выбора шин, мы предлагаем профессиональный шиномонтаж, при котором будут устранены все прошлые ошибки и просчеты. Звоните — все вопросы с колесами мы решаем быстро и недорого.
- Комментарии